ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ
В конце декабря 2011 года в нашем детском саду был завершен ремонт по реконструкции части здания. И сейчас в ДОУ работает 4 дошкольных и 2 группы раннего возраста Отремонтирован горячий цех на пищеблоке, планируем в этом году, завершить полностью ремонт пищеблока и прачечной. Впервые за много лет наш сад стал большим, увеличился педсостав, в коллектив влилось много молодых и перспективных педагогов, появилась ставка старшего воспитателя, инструктора физкультуры. Одной из основных годовых задач нашего дошкольного учреждения является укрепление здоровья детей. Почему ?
В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ , 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Оздоровительная работа с детьми в МБДОУ д/с № 8 осуществляется по программе «Здоровый малыш» и предполагает взаимодействие всех сотрудников ДОУ от младшего персонала до администрации. Цель данной программы - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
В саду созданы условия для физического развития детей : прекрасный музыкально – спортивный зал, спортивная площадка для занятий на воздухе (планируем организовать «Автодром" на освободившейся территории ) приобретено разнообразное физкультурное оборудование ( горки, баскетбольные стойки и т.д. ), приобретено оборудование в 2 группы полностью и частично обновлено в других группах, организована рациональная двигательная активность на каждой возрастной группе, благодаря укомплектованным уголкам здоровья.
Для организации надлежащего контроля за физкультурно- оздоровительной работой в нашем детском саду мною распределены обязанности между старшим воспитателем и старшей медсестрой. При этом я учитываю , что они у меня молодые специалисты и только набираются опыта. Старший воспитатель постоянно контролирует соблюдение двигательного режима, физической нагрузки с учетом группы здоровья каждого ребенка, строго контролирует соблюдение схемы закаливания. Два раза в год на педагогические советы выносятся анализ уровня развития физических качеств и состояние здоровья по каждой возрастной группе. Результаты контроля отражаются в протоколах педагогических советов и справках тематических проверок. Подробнее она сама расскажет об организации физкультурно – оздоровительной работе в д/с.
Наша юная медицинская сестра начинала свой трудовой стаж в нашем детском саду, являясь наставником я научила её составлению меню, ведению документации и прочим премудростям. Сейчас наша старшая медсестра несет всю ответственность за организацию питания в нашем ДОУ, самостоятельно составляет десятидневное, ежедневное меню и подаёт заявку на продукты. Ежедневно осуществляет контроль за приготовлением пищи делая соответствующие записи в бракеражном журнале. Медицинская сестра в ходит в состав комиссии по питанию в ДОУ, всегда объективно проводит проверку и грамотно составляет акты.
Старшая медицинская сестра умело организовала свою работу по ежедневному осмотру детей соблюдению сан.эпид.режима в ДОУ. Чередуясь со старшим воспитателем, проводит оценку по физической нагрузке воспитанников и соблюдение схемы закаливания. Планово проводит специфическую иммунопрофилактику и витаминизацию третьих блюд. На производственных совещаниях один раз в месяц медсестра анализирует детскую заболеваемость по саду. На медико-педагогических совещаниях, один раз в квартал дополнительно анализируется заболеваемость на группах раннего возраста, даются медицинские рекомендации. Кроме того медсестра ежеквартально подводит итоги наблюдений за детьми , состоящих на Д/учете и проводит антропометрию детей. Результаты контроля старшая медсестра фиксирует в журналах и протоколах. В результате такой работы, не смотря на приток новых неадаптированных детей ( кол-во воспитанников увеличилось в 2 раза), показатели по заболеваемости на конец 2012 года уменьшились на 0,2 %. Кроме того по данным предоставленным старшей медицинской сестрой у нас наблюдается положительная динамика по группам здоровья детей . Если на начало учебного года было 79 человек I группы здоровья , то теперь с I группой здоровья 86 человек.
Мною, как заведующей, постоянно организован контроль по выполнению инструкций по охране жизни и здоровья детей, по организации питания, и выполнению сан.эпид.режима. Ежемесячно получаю отчет ответственных лиц по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Надежной опорой в проведении всех мероприятий проводимых в детском саду являются мои воспитатели, инструктор по ФК и конечно же родители. В группах раннего возраста работает «Школа молодых родителей ». которую ведет педагог высшей категории Фролова Н.И., педагогический стаж которой составляет 38 лет. Выпускники этой школы, судя по результатам анкетирования и бесед, не только сами стараются вести здоровый образ жизни, но и учат своих детей осознано относиться к своему здоровью.
В нашем детском саду, благодаря усилиям всего коллектива создан здоровый психологический климат. Дети имеют положительную мотивацию и огромное желание заниматься физкультурой в детском саду и просят родителей организовать такие же условия и дома. Мы будем продолжать работу в этом направлении и дальше , укрепляя и сохраняя здоровье наших детей. А теперь слово предоставляется старшему воспитателю Сычевой О.В.
Принимая эстафету от заведующей коротко охарактеризую проводимую за год физкультурно – оздоровительную работу в нашем детском саду.
Прежде всего, проанализировав состояние здоровья детей как посещающих детский сад, так и вновь прибывших пришли к выводу, что нашему педагогическому коллективу просто необходимо уделить внимание вопросам оздоровления детей. Поэтому была принята программа «Здоровый малыш» в дополнение к основной общеобразовательной программе ДОУ, предполагающая создание условий и применение разнообразных форм физкультурно – оздоровительной работы.
Так в нашей практике помимо общепринятых форм двигательной активности детей, заняли прочное место: утренняя гимнастика под музыку с ритмопластическими упражнениями; оздоровительная гимнастика после сна с элементами самомассажа и босохождения, профилактическая гимнастика для глаз после занятий и элементы дыхательной гимнастики во вторую половину дня. Кроме того постепенно вводится в практику воспитателей, опробованные учителем – логопедом такие формы оздоровления как смена динамических поз (по академику Бозарову), кинезеологические упражнения по формированию навыка переключаемости движений(проводится не менее 1 мин). Музыкальный руководитель для обеспечения эмоционального благополучия детей в своей работе применяет релаксационные упражнения с использованием классической музыки , фонетические приветствия и частично хромо терапию – используя разнообразное цветовое и световое оформление музыкальных занятий , развлечений и праздников.
За полтора года моей работы в этом ДОУ были организованны и проведены помимо медицинских, такие мероприятия как :
-Дни здоровья (2 раза в год) «Здоровей-ка неболей-ка!», «Сохрани свое здоровье» «Если хочешь быть здоров»;
-спортивные праздники «Русь богатырская» (подготовительная к школе группа), «Ромашковое лето», «Мой папа лучше всех».
- уроки в «Школе молодых родителей» по обучению родителей приемам закаливания (мытье рук до локтя холодной водой)4
- семинарские занятия для педагогов по отработке приемов самомассажа и упражнений дыхательной гимнастики;
- музыкальные развлечения с элементами театра .
Проведение этих мероприятий стало возможным благодаря тому, что в нашем ДОУ налажен постоянный контроль за организацией физкультурно – оздоровительной работы. В тандеме со старшей медсестрой мы ведем не только наблюдение и анализ воспитательно - образовательной работы на каждой возрастной группе по таким вопросам как:
-соблюдение двигательного режима в течение дня (результаты фиксируются в картотеки наблюдений) проводимого воспитателем;
-обеспечение индивидуальной нагрузки с учетом диагноза и группы здоровья ребенка (см. паспорт здоровья) инструктором ФК;
- соблюдение схем закаливания (обязательный контроль за допуском к закаливанию);
- выполнение родителями рекомендаций по формированию основ здорового образа жизни.
Кроме того мною применяются такие формы работы с педагогами – беседы, тестирование, отчетность и анкетирование.
Результативногсть оздоровительной работы регулярно прослеживается на медико – педагогических совещаниях (по детям раннего возраста), 2 раза в год на педагогических советах по всем возрастным группам и ежемесячно на производственных совещаниях.
По итогам проводимой оздоровительной работы 2 года имеем следующие результаты:
Группы здоровья
Группы здоровья | 2011 – 2012 учебный год | 2012 – 2013 учебный год | ||
1 | 86 | 90 | 79 | 86 |
2 | 30 | 27 | 43 | 36 |
3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Всего детей | 120 | 120 | 125 | 125 |
Показатель снижения заболеваемости (на одного ребенка в год)
2011 – 2012 учебный год | 2012 – 2013 учебный год | ||
6,3 | 5,8 | 6,1 | 5,5 |
120 | 120 | 125 | 125 |
Уровень физического развития детей
Группы | 2011 – 2012 учебный год | 2012 – 2013 учебный год | ||
«Малышок» | 78 % | 83% | 68% | 81% |
«Колобок» | 73% | 83% | 82% | 91,5% |
«Малинка» | 76% | 89% | 87% | 93,7% |
«Солнышко» | 82% | 91,4% | 89% | 94,25 |
«Красная Шапочка» | 87% | 95,6% | 79% | 89% |
«Ромашка» | 85% | 93,8% | 91% | 97% |
Всего детей | 120 | 120 | 125 | 125 |
Вывод:Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее.
Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков вк