ФГОС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

  •  Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО.
  • Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ.
  • ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать.
  • Вступил в силу с 01.01.2014 года.
  • Этому предшествовала следующая работа: 1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО; 2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
  • Что же обсуждалось рабочей группой? - требования к программе; - требования к условиям; - требования к результатам социализации.
  • Перед разработчиками возникли следующие вопросы: 1) Не является ли Стандарт риском для системы образования? 2) В чем уникальность Стандарта? 3) Каковы будут результаты? 4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения; 5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
  • Принятие  Стандарта  приведет  к росту  социального  статуса  детства. А это  значит, что возрастет  социальный  статус  самих детей, их семей, дошкольного  учреждения, воспитателей - и по уровню  профессиональной  компетентности, и по  финансовому  уровню. Стандарт нацелен  на  создание  комфортных  условий  для  воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству.
  • Чего ждут от Стандарта: 
  • ВОСПИТАТЕЛИ -Обеспечения безопасности; -Толерантного отношения со стороны родителей; -Снижение документооборота; -Больше доступных образовательных программ; -обучение счету и письму должно быть в школе; - желание обучаться – курсы ПК
  • УЧИТЕЛЯ - ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами; - послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
  • РОДИТЕЛИ - за раннее и ускоренное развитие; - за образование отвечает государство; - главное – здоровье детей; - кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
  •  Чем обусловлена разработка данного документа? Два основания для введения ФГОС ДО: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Современная социокультурная ситуация.
  • ФГОС ДО основан на следующих документах: 1) Конвенция о правах ребенка; 2) Закон об образовании РФ; 3) Конституция РФ. 4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
  • Закон об образовании РФ предусматривает : 1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право. 2) Обнародование Стандарта в 2013 году. 3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года; 4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО; 5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ; 6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций; 7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.
  • Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг. ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
  •  До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования.
  • В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП.
  • В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
  • Основные понятия ФГОС ДО: 1) Единство образовательного пространства: -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ; 2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.) 3) развивающая предметно-пространственная среда; 4) социальная ситуация развития.
  • Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО? ФГТ

2 группы требований: 
- к структуре ООП;
 -к условиям реализации ООП; 
-4 направления развития; 
- 10 образовательных областей; 
80%- обязательная часть программы; 
20% - вариативная 

  • ФГОС ДО 3 группы требований

-к структуре ООП; 
-к условиям реализации ООП; 
- к результатам освоения ООП; 
- 5 образовательных областей: Физическое развитие Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие ; -социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ; -речевое развитие 
60%- обязательная часть программы; 
40% - вариативная 

  • Нестандартный «Стандарт» ФГОС ДО 3 группы требований

-к структуре ООП;
 -к условиям реализации ООП; 
- к результатам освоения ООП В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован. 

  • Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки; 
2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками 
3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. 
Главное условие – численность детей в группе. 

  • Какие же требования предъявляются к условиям:

1) Психолого-педагогические; 
2) Кадровые; 
3) Материально-технические; 
4) Финансовые; 
5) К предметно-развивающей среде. 

  • Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
  • Оценка профессиональной деятельности педагога:

- динамика развития интегративных качеств педагога; 
- положительное отношение ребенка к детскому саду; 
-высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. 

  • Требования к результатам освоения программы: Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации; 
2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения. ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) . 

  • Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка.
  • Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
  • Что же будет оцениваться: 1) Педагогический процесс; 2) Условия (социальная ситуация развития) ; 3) Педагогические кадры. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
  • Требования к структуре ООП. ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО. ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования.
  • До 2015 года работаем по разработанным ранее программам. ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
  • Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора. Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
  •  Авторы Примерных ООП должны разработать и представить: 1) Варианты сетки занятий; 2) Парциальные программы; 3) Формы планирования; 4) Режим дня, жизнедеятельности; 5) Методическое обеспечение; 6) Учебный план; 7) Мониторинг. Готовность ДОО к введению ФГОС ДО 1) Разработана и утверждена ООП ДОО; 2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО; 3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО; 4) Определен перечень парциальных программ; 5) Разработаны локальные акты; 6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами; 7) План методической работы к введению ФГОС ДО; 8) Осуществлено повышение квалификации педагогов; 9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

 

НАШ САЙТ МЕНЯЕТ СВОЙ АДРЕС

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Информация для родителей о переводе ребенка в другое ДОО

ПОИСК ПО САЙТУ ДОУ

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


счетчик посещений